Станции первой линии ленинградского метрополитена

Попавший нам в руки набор открыток с видами станций ленинградского метрополитена датировать можно 1956 — 1957 годом, потому что в наборе нет «Чернышевской» и «Площади Ленина», открытых летом-осенью 1958 года, но в то же время люди в лёгкой одежде — ну никак не конец года 1955.

Умиляют вручную написанные названия станций. На обороте нет ровным счётом никакой информации. Обложка тоже нам не досталась. Будем рады любой информации о выходных данных и названии издания. И да, в комплекте нет станции «Автово». Но мы не могли оставить набор неполным, поэтому дополнили его в стиле «Несбывшегося Ленинграда» эскизными проектами в соответствующем ракурсе.

Станция метро «Площадь Восстания»
Станция метро «Площадь Восстания»
архитекторы Журавлёв, Фомин, Ганкевич; открытка второй половины пятидесятых
Станция метро «Владимирская»
Станция метро «Владимирская»
архитекторы Жук, Прибульский, Александров; открытка второй половины пятидесятых
Станция метро «Пушкинская»
Станция метро «Пушкинская»
архитекторы Поляков, Петров; открытка второй половины пятидесятых
Станция метро «Технологический институт»
Станция метро «Технологический институт»
архитекторы Соколов, Андреев; открытка второй половины пятидесятых
Станция метро «Балтийская»
Станция метро «Балтийская»
архитекторы Бенуа, Кубасов, Олейник; открытка второй половины пятидесятых
Станция метро «Нарвская»
Станция метро «Нарвская»
архитекторы Васильев, Гольдгор, Сперанский; открытка второй половины пятидесятых
Станция метро «Кировский завод»
Станция метро «Кировский завод»
архитектор Андреев; открытка второй половины пятидесятых

Вот что пишет архитектор Соколова про станцию «Автово», колонны с обратным энтазисом и представленные ниже проекты:

«Железобетонные колонны в этом проекте (I и II варианты) предполагается облицевать архитектурным стеклом с барельефами, которые носят не только декоративный характер, но и раскрывают тематическое содержание. Они имеют „обратный“ рельеф, находящийся внутри колонны. Снаружи стекло гладкое и не будет подвергаться загрязнению. Путевые стены облицовываются керамическими плитками.

Во время общественного обсуждения отмечались своеобразие композиции и новаторское использование стекла, как отделочного материала. Одновременно указывалось на некоторую спорность формообразования станции. Выражались также сомнения в том, насколько стекло уместно для отделки подземного дворца, тематика которого отражает мужественную тему обороны города».

Проект станции метро «Автово», вариант I
Проект станции метро «Автово», вариант I
архитекторы Левинсон, Грушке; эскиз 1948 года
Проект станции метро «Автово», вариант II
Проект станции метро «Автово», вариант II
архитекторы Левинсон, Грушке; эскиз 1948 года

Выражаем благодарность Олегу Суздальцеву, Андрею Бархину, Екатерине Гигиняк и Ленметрострою, Музею Академии Художеств.

При использовании материалов ссылка на «Несбывшийся Ленинград» обязательна.


Сноски со строчными буквами ссылаются на книги и журналы:
а «Архитектура и строительство Ленинграда», Сборник пятнадцатый, 1951 год, страницы 13 и 14