Реклама «Аэрофлота» и ленинградского аэропорта в журнале «Строительство и архитектура Ленинграда»

В конце шестидесятых в журнале «Строительство и архитектура Ленинграда» появляется реклама авиаперевозок из ленинградского аэропорта. Иногда печатаются и расписания международных рейсов с указанием того, на каком лайнере будет выполняться перелёт. Рассматривать такую рекламу всегда интересно, потому что на некоторые детали обращаешь внимание далеко не сразу. При внимательном рассмотрении оказывается, что нарисованный самолёт на самом деле «киноактёр», несколько упомянутых в рекламе самолётов в той или иной мере можно называть «несбывшимися», а многие авиакомпании за более чем полвека не поменяли названия и коды IATA.

На последней странице обложки мартовского номера журнала изображён самолёт Ан-10А с бортовым номером СССР-11142, летавший с 29 января 1959 по 27 апреля 1972 годы, то есть после выхода этой рекламы в 1971 году летать он будет ещё год и месяц. Именно этот борт «снимался» в короткометражном фильме Одесской киностудии «Комэск» 1965 года. «Внимание-внимание! Объявляется вылет пассажирскому самолёту, выполняющему рейс Ленинград — Одесса!» звучит голос за кадром, а дальше мы видим и сам борт.

Из ленинградского аэропорта крылатые лайнеры быстро доставят вас в любой город страны. Изображён АН-10А
Из ленинградского аэропорта крылатые лайнеры быстро доставят вас в любой город страны. Изображён АН-10А
«Строительство и архитектура Ленинграда», № 3 за 1971 год

Ту-144 на задней обложке апрельского номера за 1971 год нарисован очень схематично и без бортового номера. «Самолёт может доставить пассажиров из Москвы в Хабаровск за 3 часа, в Париж, Лондон за 1,5 часа». Ключевое слово здесь может, потому что коммерческая эксплуатация Ту-144 с пассажирами начнётся только через шесть с половиной лет, в ноябре 1977 года, и закончится чуть более чем через полгода. Самолёт полетит из Москвы не в Хабаровск, а в Алма-Ату. И только в неё. Кроме демонстрации на салоне в Ле-Бурже самолёты этого типа воздушное пространство СССР не покидали и на международные трассы так и не вышли.

Кстати, в кино Ту-144 с бортовым номером СССР-77106 можно увидеть в замечательном фильме «Мимино» — «Да вот, Дели не принимает!». Сам Валико в конце фильма летает на Ту-144 СССР-68001, а своё «Да вот, Сан-Франциско не принимает!» он произносит в аэропорту Берлин-Тегель (TXL), ныне закрытом. Внутренние же съёмки были не в Ту-144, а в Ил-62, но это уже совсем другая история.

Схверзвуковой пассажирский лайнер Ту-144 обладает превосходными лётно-техническими характеристиками
Схверзвуковой пассажирский лайнер Ту-144 обладает превосходными лётно-техническими характеристиками
«Строительство и архитектура Ленинграда», № 4 за 1971 год

Расписание международных рейсов интересно и маршрутами, и используемыми воздушными судами. В Амстердам через Стокгольм за 130 рублей 20 копеек в сентябре 1968 года можно было отправиться на Ту-104. И это не самая большая стоимость билета. Дороже всего улететь было в Лондон с промежуточной посадкой в Копенгагене — тот же Ту-104, но за 152 рубля 60 копеек. За 136 рублей 90 копеек всё на том же Ту-104 можно было отправиться в Париж напрямую «Аэрофлотом» (СУ). Ну или на «Каравелле» авиакомпании «Эйрфранс» (АФ), но с посадкой в Варшаве за те же деньги. И это вторая по величине стоимость билетов в расписании.

Дешевле всего — слетать в Варшаву с промежуточной посадкой в Вильнюсе: за 38 рублей 20 копеек что на Ту-124 «Аэрофлота» за 3 часа 40 минут, что на польском Ан-24 авиакомпании «ЛОТ» (ЛО), но за 4:20. Ещё есть дешёвые билеты в Берлин на Ил-18 за 44 рубля 14 копеек и «Аэрофлотом» на нашем самолёте, и «Интерфлюгом» (ИФ) на гэдээровском. Можно слетать и в Хельсинки всё на том же Ил-18 за 45 рублей. Или на «Каравелле» авиакомпании «Финнэйр» (АУ) за те же 45 рублей. Кстати, в столицу Суоми можно было отправиться с понедельника по субботу, а в субботу можно было ещё и авиакомпанию выбрать — летали и СУ, и АУ, причём финны за пятьдесят минут доставляли вместо часа именно в этот день.

За полста рублей летим в Прагу на Ил-18 «Аэрофлотом» или «Чехословацкими авиалиниями» (ОК). За сотню — в Копенгаген «Скандинавскими авиалиниями» (СК) на «Каравелле». Кстати, «Каравелла» — это французский реактивный самолёт, который летал с конца пятидесятых годов и до начала двадцать первого века. У более поздних моделей интересная форма иллюминаторов, напоминающая медиатор. Ну и у него тоже есть кое-что несбывшееся: его перекрашивали в ливрею «Аэрофлота», но дальше разговоров эта рекламная компания не зашла.

Международные авиалинии ленинградского аэропорта
Международные авиалинии ленинградского аэропорта
«Строительство и архитектура Ленинграда», № 9 за 1968 год

Сравнивать цены на билеты и среднюю зарплату 1968 года (пусть это будут условные 120 рублей) не совсем корректно, потому как в различных отраслях уровень зарплат был совершенно разный. И если скопить на полёт в Лондон простой инженер теоретически за какое-то время всё же мог себе позволить, то с заграничным паспортом, визами и прочими сопутствующими этому вещами вроде заказа гостиницы и наличной валюты возникали некоторые сложности. Но это уже тоже совсем другая история.

Все представленные изображения можно скачать в формате tiff: первая с АН-10А, вторая картинка с Ту-144 и третья с расписанием полётов.

P. S. Наш рассказ был бы не совсем полным без рекламы перевозки пассажиров и грузов воздушным транспортом из справочника «Трамвай, троллейбус, автобус, таксомоторы», изданного в 1950 году. На иллюстрации Ли-2, а не Ил-12 или Ил-14: хвостовое колесо не оставляет сомнений. Телефоны с конца сороковых в Ленинграде шестизначные, и до конца шестидесятых первой в номере будет буква — А это «единица», а К это «девятка». Номер телефона ленинградского аэропорта поменяется в конце пятидесятых. И это опять совсем другая история.

Пользуйтесь воздушным транспортом!
Пользуйтесь воздушным транспортом!
«Трамвай, троллейбус, автобус, таксомоторы», 1950 год

Редакция «Несбывшегося Ленинграда» выражает благодарность Алексею Деркачу и Илье Шатилину за поддержку и наставления.

При использовании материалов ссылка на «Несбывшийся Ленинград» обязательна.