Международный проспект и Московское шоссе с середины тридцатых годов объединяются в главную магистраль социалистического Ленинграда. И Ильин в Генплане 1935 года, и Баранов в Генплане 1939 считают это направление стержнем нового города — именно на пересечении с Центральной дуговой магистралью видится им новый центр. Даже отказ от переноса центра на юг не забирает главенствующую функцию: на долгие годы явный приоритет у дороги на Москву. Границы города расширяются, проспект объединяют с шоссе (ведь шоссе это что-то загородное) и дают магистрали новое имя — проспект имени Иосифа Виссарионовича Сталина. Объединяют и переименовывают в самый разгар «Ленинградского дела» — в июне 1950 года.
Почти сразу после этого великого, по словам ленинградской прессы, события объявляется масштабный архитектурный конкурс на оформление вновь созданного проспекта: надо привести в соответствие «старую» часть от Сенной площади (в 1952 она станет площадью Мира) до Обводного канала с «новой» — от Рощинской улицы до Средней рогатки: застройка новой части магистрали активно идёт со второй половины тридцатых. Надо согласовать с ними и среднюю часть — от Молокозавода на Обводном до Дома Советов Московского района у железнодорожного путепровода. А заодно и путепровод реконструировать.
В марте 1952 года в газете «Вечерний Ленинград»в выходит большая статья главного архитектора Мастерской № 6 «Ленпроекта» Бориса Николаевича Журавлёва о реконструкции проспекта.
Газета проиллюстрировала подробный рассказ мастера лишь одним проектом. Мы исправляем это историческое упущение и показываем проекты почти всех упомянутых Журавлёвым ключевых точек.
Год с лишним назад одна из крупнейших магистралей нашего города — Международный проспект и Московское шоссе были переименованы в проспект имени И. В. Сталина.
С огромным ликованием встретили ленинградцы это решение. B массах трудящихся возникло горячее желание превратить проспект имени И. В. Сталина в магистраль, достойную имени великого вождя.
Предварительная подготовка решения такой ответственной задачи была поручена коллективу архитекторов и инженеров Управления по делам архитектуры Исполкома Ленгорсовета и Ленинградского филиала Академии архитектуры СССР.
Авторы проекта стремились к тому, чтобы на всём, почти десятикилометровом, протяжении проспекта средствами архитектуры, монументальной и декоративной скульптуры рассказать о жизни и многогранной государственной деятельности гениального вождя трудящихся Иосифа Виссарионовича Сталина.
Неподалёку от исторического рубежа — Пулковских высот, дважды в истории нашего города ставших непреодолимым барьером — перед белогвардейскими полчищами Юденича и перед гитлеровскими захватчиками, расположен въезд в Ленинград со стороны Москвы. Пройдёт несколько лет, и здесь, на так называемой Средней Рогатке, будет возведён ансамбль больших многоэтажных домов. Они образуют новую Полукруглую площадь.
Здесь, в центре Полукруглой площади, предполагается соорудить монумент, украшенный бронзовыми группами и барельефами. Этот монумент посвящается теме «В. И. Ленин и И. В. Сталин — вожди и организаторы Великой Октябрьской социалистической революции».
От Полукруглой площади отходят три луча — три широкие магистрали. Центральная из них — проспект имени И. В. Сталина.
Подобная планировка южного въезда в наш город вполне закономерна. Она характерна для многих русских городов. Так образован, например, центр Ленинграда: от увенчанного золотым шпилем здания Адмиралтейства тремя лучами расходятся Невский проспект, улица Дзержинского и проспект Майорова.
Сравнительно неподалеку от въезда в город стоит построенное ещё до Великой Отечественной войны большое здание Дома Советов. По проекту реконструкции и дальнейшей застройки проспекта имени И. В. Сталина это здание станет центром обширного архитектурного ансамбля. Вокруг Дома Советов будет создано несколько площадей, условно названных Северной, Южной и Центральной. Оформление зданий, образующих эти площади, их архитектура призваны продолжить развитие темы о великом содружестве В. И. Ленина и И. В. Сталина.
Центральная площадь будет образована большими многоэтажными жилыми и общественными зданиями. Замыкается она районным театром, построить который намечено напротив Дома Советов. Тематика архитектурного оформления зданий Центральной площади посвящается нерушимой дружбе народов Советского Союза. Эта тема раскрывается также в монументальных скульптурных группах и фонтанах сквера, который будет устроен здесь же, на площади.
Продолжая двигаться по проспекту имени И. В. Сталина на север, мы придём к следующему крупному архитектурно законченному ансамблю — Московскому парку Победы.
Парк Победы стал любимым местом отдыха жителей Московского района. С каждым годом он разрастается, благоустраивается, становится всё лучше и краше. На территории парка — несколько озёр и прудов, а в будущем его пересечёт новый Южный Обводный канал.
Вокруг парка Победы уже высятся десятки многоэтажных зданий. Их архитектурный облик гармонирует с разрастающимся зелёным массивом, широкими аллеями, пышными цветниками и клумбами парка.
По сторонам этого массива проектируется строительство новых многоэтажных домов. На восточной и западной сторонах парка Победы будут возведены два высотных здания — первых в Ленинграде. На южной и северной сторонах парка предполагается построить здания в 12 — 14 этажей.
Коренной перестройке подвергнется район завода «Электросила» имени С. М. Кирова. Сейчас на проспект имени И. В. Сталина выходят несколько небольших заводских строений. Вместо них возникнет ансамбль многоэтажных домов.
Перестраивается и железнодорожный путепровод — одно из сохранившихся на проспекте старых сооружений. Он суживает проезжую часть и закрывает вид на проспект. Через проспект имени И. В. Сталина будет перекинут специальный виадук, который перешагнёт через магистраль широкой аркой. Coopyжение получит богатое архитектурное оформление. Тематически оно посвящается сталинским пятилетним планам, успехам индустриализации страны, техническому прогрессу.
Композиционным центром проспекта явится новая огромная площадь имени И. В. Сталина. Она образуется в результате больших работ по реконструкции территорий, примыкающих к проспекту.
Бывший Новодевичий монастырь предполагается снести. На его месте образуется огромный парк, по своим размерам близкий Марсову полю. В центре создаваемого здесь большого сквера будет установлен монумент творцу Конституции победившего социализма Иосифу Виссарионовичу Сталину. Фоном для этого монумента, высотой около 30 метров, послужит лёгкая колоннада, не закрывающая вида на парк.
Следующим крупным звеном peконструкции проспекта имени И. В. Сталина явится площадь Технологического института имени Ленсовета. Архитектурное оформление eё призвано отразить тему «И. В. Сталин — корифей науки, организатор и вдохновитель великих планов преобразования природы».
Завершает проспект Сенная площадь, которая также подвергнется коренному изменению. Архитектура площади подчиняется одной центральной теме «Товарищ И. В. Сталин — великий знаменосец мира». Эта тема раскрывается в торжественной архитектурно-скульптурной композиции. В центре площади, в окружении фонтанов и бронзовых скульптур, будет воздвигнута высокая беломраморная колонна.
Таковы основные намётки архитектурного проекта дальнейшей застройки и реконструкции проспекта имени И. В. Сталина.
Недавно первоначальный проект обсуждался на объединённом заседании Городского архитектурного совета и правления ленинградского отделения Союза советских архитекторов совместно с общественностью города.
В 1956 году проспект имени Сталина будет переименован в Московский. Из намеченной реконструкции реализованы были только железнодорожный мост и двенадцатиэтажный дом на Кузнецовской улице.
Выражаем благодарность Евгении Диюк, Олегу Суздальцеву, Борису и Елене Борисовне Журавлёвым
При использовании материалов ссылка на «Несбывшийся Ленинград» обязательна.
—
Сноски со строчными буквами что-то объясняют или ссылаются на газеты, книги, журналы:
а Первый крупноблочный высотный дом в Ленинграде — двенадцатиэтажный дом по адресу Кузнецовская улица, дом 44 ↑
б Квартал, ограниченный Московским проспектом, улицей Решетникова, улицей Севастьянова и Благодатной улицей. ↑
в «Вечерний Ленинград», суббота, 22 марта 1952 года, страница 4, «Социалистический Ленинград» ↑