Из истории Канонерского тоннеля

В газете «Санкт-Петербургские Ведомости» вышла статья Евгении Диюк «„Родственник“ подземки. Из истории Канонерского тоннеля» о несбывшемся тоннеле. Мы приведём статью полностью. Специально для проекта «Несбывшийся Ленинград» Евгения предоставила фотографии дела, с которым она работала в ЦГА СПб. Опубликуем и иллюстрации, которые не попали в газетную статью.

Канонерский остров отделен от соседнего, Гутуевского, Морским каналом, прорытым рабочими заводчика Путилова. Его официальное открытие состоялось 15 мая 1885 года. Точнее, водное пространство между островами было и прежде: его просто углубили для прохождения судов.

Из истории Канонерского тоннеля
Внутренний вид тоннеля. Архитектор Н. Лебедев (?)
Иллюстрация из газеты «Санкт-Петербургские Ведомости». Подпись проекта «Несбывшийся Ленинград» и Евгении Диюк.

Из мастерских по обслуживанию канала со временем вырос Канонерский судоремонтный завод, вокруг которого начали строить бараки для рабочих. Так остров стал постепенно оживать. Прежде он, по сути, был необитаемым, если не считать сезонных поселений рыбаков и охотников.

Однако, хоть канал и был совсем небольшим, всего-то 120 метров в ширину, он делал местных жителей в прямом смысле островитянами. В летнее время с Канонерского острова выбирались катерами или паромом, зимой — по льду, через перекинутые деревянные мостки, а ранней весной или поздней осенью — на ледокольных буксирах. На Канонерке причал располагался неподалеку от судоремонтного завода, а на противоположном берегу — на территории Морского порта.

Сколько при этом приходилось испытывать неудобств! Любой выезд на «материк», будь то в кино, в гости или просто в магазин, превращался в испытание. Канонерцам приходилось сверять свои планы с расписанием паромной переправы. Минута опоздания грозила часом ожидания под открытым небом, а по ночам переправа и вовсе не работала, за исключением экстренных случаев, когда нужно было перевезти больного или роженицу.

Из истории Канонерского тоннеля
Внешний вид портала. Архитектор Н. Лебедев (?)
Иллюстрация из газеты «Санкт-Петербургские Ведомости». Подпись проекта «Несбывшийся Ленинград» и Евгении Диюк.

Вопрос пытались решить еще в 1930-х годах. Оптимальным было бы возведение моста, но по каналу проходили крупные океанские суда, и каждый раз разводить его для таких гигантов было крайне неудобно. В 1938 году инженеры «Трансмостпроекта» предложили построить под Морским каналом тоннель. Помимо своего прямого предназначения — соединения Канонерского острова с Гутуевским — он мог послужить и оборонным объектом — укрытием от воздушных налетов, а в случае химической атаки — газоубежищем.

Кроме того, сооружение тоннеля дало бы опыт строительства метрополитена. Кстати, сохранившиеся в архиве эскизы показывают, что оформление тоннеля очень напоминает убранство станций подземки первой очереди, открытых в 1955 году, — «Площади Восстания» и «Автово». Порталы тоннеля планировали расположить на Гутуевском острове, за пределами территории порта, и на Канонерском острове, рядом с проходной судоремонтного завода.

Тоннель собирались сделать не столько автомобильным, сколько пешеходным. В основных условиях его проектирования говорилось, что габариты должны удовлетворять «пропуску одной полосы автомашин с максимальным их количеством, проходящим в одном направлении, — 15 машин/час», «пропуску пешеходов до 4000 человек/час, с возможным встречным движением до 20%». Тротуары в тоннеле запроектировали шириной 1,45 метра. По задумке, при начале и окончании заводских смен разрешалось перекрывать движение автомобилей, чтобы рабочие могли свободно идти по проезжей части.

Кроме того, указывалось, что необходимо дополнительно «разработать вопрос о возможности по габаритным и тяговым условиям пропуска по тоннелю хотя бы одного железнодорожного вагона».

Из истории Канонерского тоннеля
Паром на канатах по предложению В. Ф. Осипова
Иллюстрация из газеты «Санкт-Петербургские Ведомости». Подпись проекта «Несбывшийся Ленинград» и Евгении Диюк.

Были и другие предложения по поводу того, как связать остров с «материком». К примеру, заместитель начальника технического отдела Канонерского судоремонтного завода В. Ф. Осипов предложил идею: перекинуть между Канонерским и Гутуевским островами стальной трос и пустить по нему паром на канатах. Подробное описание этого проекта, датированного январем 1941 года, сохранилось в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга. Доводы были логически обоснованы: переправа проста по конструкции, не мешает судоходству. Тем не менее предложение не получило отклика...

В 1970-е годы вернулись к идее тоннеля, его решили возводить методом монтажа готовых секций. Суть его заключалась в погружении в вырытую траншею секций тоннеля весом по восемь тысяч тонн каждая! Иными словами, конструкции опустили на дно, а затем из них выкачали воду. Для СССР это был первый опыт строительства тоннеля таким способом.

В 1983 году тоннель длиной свыше 900 метров был открыт, и отрезанный от города остров получил постоянную связь с «материком». Появилось регулярное автобусное сообщение, улучшилось снабжение продовольственными и промышленными товарами.

Правда, старожилы острова иногда с ностальгией вспоминают времена, когда Канонерский остров был «закрыт». Тогда здесь не было такого количества машин, все знали друг друга в лицо, а жизнь текла размеренно и неторопливо.

Тоннель и сегодня остается единственным путем на Канонерский остров. И хотя через него прошла эстакада Западного скоростного диаметра, съезда с нее там нет.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (6905) от 16.04.2021 под заголовком «„Родственник“ подземки» и на сайте газеты «„Родственник“ подземки. Из истории Канонерского тоннеля».

Обещанные архивные материалы 1938 года (ЦГА СПб. Фонд Р-6233. Опись 13. Дело 18):

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Изображения 1938 года:

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Архивные материалы 1941 года (ЦГА СПб. Фонд Р-6233. Опись 13. Дело 103):

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Архивные материалы семидесятых из коллекции «Несбывшегося Ленинграда» (ЦГАНТД СПб. Фонд Р-174. Опись 23. Дело 587), но это уже совсем другая история:

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Проект подводного тоннеля под морским каналом в Ленинградском Торговом Порту

Выражаем благодарность Евгении Диюк за предоставленные материалы и Сергею Глезерову за любовь к городу. При использовании материалов ссылка на «Несбывшийся Ленинград» обязательна.