Метро появилось в Ленинграде благодаря Алексею Косыгину: именно он дал ход «подземному» вопросу и заручился поддержкой Москвы. Так написано в книгах по истории метрополитена, но подробности авторы не уточняют. Мы обобщили имеющуюся информацию, а также нашли и изучили архивные документы по этой теме.
Алексей Косыгин быстро двигался по карьерной лестнице, меняя один высокий пост на другой. В августе 1938 года тридцатичетырёхлетний Косыгин стал Председателем Исполкома Ленинградского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов8. На этом посту Алексей Николаевич Косыгин сменил старого большевика Алексея Николаевича Петровского. Полный тёзка пробыл в должности меньше года — в руководстве шли большие перестановки.
На пленуме Ленсовета нового председателя охарактеризовали так: «Косыгин — энергичный, добросовестный товарищ с достаточной культурой, с достаточным кругозором, с опытом хозяйственной работы, а главное — с большой партийностью»9. Официально Алексей Николаевич приступил к исполнению обязанностей 9 октября 1938 года10.
Военно-политическая обстановка в мире к концу 1930-х накалялась. Финская граница проходила всего в 30 километрах от центра Ленинграда. Назревал вопрос об обеспечении безопасности населения города. Немедленное начало строительства метрополитена в Ленинграде было необходимо не только для облегчения транспортной ситуации, а, в первую очередь, для защиты горожан от возможных налётов врага и артобстрелов.
По воспоминаниям Емельяна Лагуткина, начальника Местной противовоздушной обороны: «Одной из главных наших задач в то время было строительство укрытий для населения. Вопрос этот неоднократно обсуждался в горкоме партии, Ленгорсовете, в Совнаркоме СССР. В частности, Советское правительство положительно отнеслось к ходатайству городских организаций о строительстве в Ленинграде метрополитена, который был бы не только удобным и быстрым средством передвижения, но и мог служить в качестве укрытия для многих тысяч ленинградцев»2.
Подтверждают это и официальные документы: «Основным назначением Ленинградского метрополитена является применение его как бомбо-газоубежища для населения города Ленинграда»12. То есть о проблеме знали и обсуждали её на высшем уровне. Переговоры носили гриф «совершенно секретно», в периодической печати их не освещали. Последние упоминания о необходимости метро появились в городских газетах в 1938 году, однако весной 1939 в журнале «Архитектура Ленинграда» в статье Катонина читаем: «Возможность сооружения наземных павильонов метрополитена в западной части Центральной площади предусмотрена в боковых плечах противоположного Дому Советов фронта общественных зданий вдоль Московского шоссе»1. Вероятно, статья была написана раньше, и редакция как-то пропустила такой текст, сочтя его нейтральным.
В конце ноября 1938 года прошло заседание Ленинградского Горкома ВКП(б), на котором постановили создать комиссию по предварительной разработке вопроса о строительстве метро в Ленинграде. Косыгину поручили детально проработать её состав11.
В обозначенный трёхдневный срок список был готов. Возглавил комиссию сам Алексей Николаевич, помимо него туда вошли профессора вузов Ленинграда, а также инженеры московского «Метростроя»13.
Лагуткин так писал об этом: «Председателем по проектированию, составлению проектного задания метрополитена был назначен представитель Исполкома городского совета Алексей Николаевич Косыгин. А я был назначен его заместителем в этой области»14.
Комиссия приступила к работе. Некоторые подробности этого прояснил очерк спецкора «Ленинградской правды» Юрия Стволинского. В конце 1970-х журналист пообщался с одним из участников комиссии — Юрием Андреевичем Лимановым. До войны Лиманов был ассистентом кафедры ЛИИЖТа (Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта), имел опыт работы на московском метрострое.
Приводим полностью этот фрагмент:
«В кабинете Косыгина, где собралось человек пятнадцать, Лиманов увидел знакомых тоннельщиков, геологов, экономистов.
— Я хочу познакомить вас с важным решением, — сказал Алексей Николаевич. — Речь идёт о метрополитене в нашем городе. Вам поручается разработка основных положений для последующего детального проектирования. На месяц вы освобождаетесь от основных своих обязанностей. В здании Ленсовета вам отведены помещения. Работать прошу здесь.
Потом уже Лиманов понял, что до этого короткого совещания А. Н. Косыгин предусмотрел не только комнаты в здании Ленсовета. Перед группой проектировщиков выступили геологи, гидрогеологи, архитекторы и планировщики. Представители трамвайно-троллейбусного управления и автобусники рассказали об основных потоках пассажиров и их направлениях. На заключительном этапе произвели прикидку трассы. Восемь тоннельщиков, в том числе и Лиманов, разошлись по разным комнатам, и каждый чертил свои варианты, руководствуясь собственными соображениями. Потом сравнили. Генеральные направления линий в той или иной степени у всех совпали. Восемь специалистов продублировали под землёй востребованный у горожан маршрут трамвая № 3 (Новая Деревня — „Электросила“), линию с Васильевского острова в район Володарского моста и из Автово в Выборгский район. Это был как бы прообраз нынешних Московско-Петроградской, Невско-Василеостровской и Кировско-Выборгской линий»4.
Первый доклад Комиссии нужно было представить на Горкоме спустя месяц после начала работы, т. е. в конце декабря. Вероятно, это было сделано, хотя документального подтверждения найти не удалось. Тогда же Косыгина неожиданно вызвали в Москву. Алексей Николаевич отбыл туда 3 января 1939 года, и уже там узнал о назначении Наркомом текстильной промышленности СССР. Вместе с семьёй Алексей Николаевич перебрался в столицу, с тех пор в родном городе бывал только редкими наездами. Преемником Косыгина в Ленинграде стал Пётр Сергеевич Попков.
Итого на посту председателя Исполкома Ленсовета Алексей Николаевич пробыл меньше полугода. За это время ему поручили собрать комиссию по вопросу строительства метро в Ленинграде, а также обеспечить условия для работы специалистов. Данных, что это была именно его инициатива — нет. Вопрос строительства поднимался и раньше, ведь подземка была необходима для обеспечения внутригородских перевозок растущего города, а вот идея совмещения метро с убежищем стала катализатором перевода планов в практическую плоскость.
После утверждения ключевых моментов по строительству метро, дальнейшими вопросами занялся Архитектурно-планировочный отдел (АПО Ленсовета). Сохранился документ от 31 января 1939 года с указанием, что в Ленсовет переданы их наработки — «девять переплётных книг и альбомов в двух папках»5. В феврале секретариат Жданова получил от них же чертежи Кировско-Выборгского диаметра и Московского радиуса6. Всё проходило в обстановке строжайшей секретности. Лишние экземпляры сжигали, о чём в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга имеются соответствующие бумаги7.
В последующие месяцы в кабинете Попкова то и дело поднимали вопрос о необходимости метро. В течение 1940 года шла работа над Постановлением «О строительстве метрополитена в Ленинграде». События начали стремительно развиваться в январе 1941 года — вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 126-54сс от 17 января и приказ НКПС № 27 от 21 января: «Приступить немедленно к строительству метрополитена в Ленинграде».
Теперь всё происходило быстро: уже к апрелю подготовили проектное задание на сооружение первой очереди. Конечно же, этому поспособствовали наработки предыдущих лет. К тому же многие из членов комиссии 1938 года участвовали в начавшемся строительстве. Руководителем Строительства № 5 НКПС, так официально стала называться ленинградская метростройка, назначили Ивана Георгиевича Зубкова, московского метростроителя.
Ключевой фигурой в начавшейся стройке Алексей Николаевич Косыгин уже не являлся, но за короткий период своей работы в Ленинграде стал именно тем человеком, благодаря которому появилось метро в нашем городе.
Со Строительством № 5, однако, «встретиться» Косыгину довелось уже в следующем году — в должности заместителя председателя Совета по эвакуации он разрабатывает постановление о необходимости строительства железной дороги от станции Войбокало до окончания песчаной косы в Ладожском озере3.
Возводить этот участок поручат ленинградским метростроителям: после начала Великой Отечественной войны практически весь коллектив метростроевцев отправился на строительство оборонительных сооружений, железных дорог, мостов и переправ.
Статья написана Евгенией Диюк в соавторстве с Михаилом Крайновым.
При использовании материалов ссылка на «Несбывшийся Ленинград» обязательна.
—
Сноски с цифрами что-то объясняют, ссылаются на газеты, книги, журналы или отсылают к архивным документам:
1 Катонин Е. И. Московское шоссе // Архитектура Ленинграда. — 1939. — № 3 (14). — С. 24.
2 Лагуткин Е. С. Солдаты города-фронта // По сигналу воздушной тревоги. — Лениздат, 1974. — С. 10.
3 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 644. Оп. 2. Д. 33. Л. 6.
4 Стволинский Ю. Дорога мужества // Особо важное задание. — Лениздат, 1977. — С. 185.
5 Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. Р 7384. Оп. 4. Д. 32. Л. 1. (Материалы по строительству метро в г. Ленинграде.)
6 Там же. Л. 4.
7 Там же. Л. 8.
8 ЦГА СПб. Ф. Р-7384. О. 18. Д. 550. Л. 115. (Стенографический отчёт Пленума Ленсовета 14 созыва.)
9 Там же. Л. 123.
10 Центральный государственный архив историко-политических документов (ЦГАИПД СПб). Ф. Р 25. Оп. 2 1. Д. 1334. Л. 3. (Материалы к протоколу бюро Горкома ВКП(б) № 3 от 15.08.1938 года (вопросы, решённые на заседании и опросом.))
11 ЦГАИПД СПб. Ф. Р 25. Оп. 2 1. Д. 1360. Л. 11. (Материалы к протоколу бюро Горкома ВКП(б) № 8 от 30.11.1938 года (вопросы, решённые на заседании и опросом.))
12 ЦГАИПД СПб. Ф. Р-25. Оп. 2А. Д. 121. Л. 23. (Материалы к протоколу бюро Горкома ВКП(б) № 29 от 08.02.1941 г.)
13 ЦГАИПД СПб. Ф. Р 25. Оп. 2 1. Д. 1360. Л. 29. (Материалы к протоколу бюро Горкома ВКП(б) № 8 от 30.11.1938 года (вопросы, решённые на заседании и опросом.))
14 Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ СПб). Ф. Р 107. Оп. 4. Д. 410. Л. 3. (Стенограмма беседы Гранина Д. А. с Лагуткиным Емельяном Сергеевичем.)