Диафильм о Ленинградском метрополитене «Второй в Союзе»
В 1959 году вышел диафильм «Второй в Союзе» (Рассказ о Ленинградском метрополитене). Он интересен наличием некоторого количества элементов оформления станций, которые с течением времени менялись или пропадали: люстры центрального зала только что открытой «Площади Ленина», свободное пространство над путями «Автово», торшеры в торце «Балтийской», урны на заасфальтированных платформах станций.
«Откиньтесь на спинку кресла и отдохните», а мы покажем вам диафильм. Под каждым кадром оригинальный текст из диафильма. И наши комментарии.
Этот город на берегах большой реки — один из красивейших городов мира.
Его называют колыбелью Октября. В нём прогремел исторический залп «Авроры».
Здесь всё связано с именем великого Ленина.
Город замечательных дворцов и памятников,
прославленных заводов и фабрик,
один из крупнейших промышленных и культурных центров нашей страны. Город с тремя миллионами жителей.
Был ли ты в нём, товарищ? Если нет, обязательно побывай. Ленинград полон незабываемых достопримечательностей.
Мы в одном из дворцов города. Он находится под землёй. Ты удивлён? Это перронный зал станции «Автово». Отсюда мы и начнём наше знакомство с Ленинградским метрополитеном. Выйдем на улицу…
Эти многоэтажные дома большого промышленного района выросли на месте бывших пустырей.
В годы Великой Отечественной войны тут проходил передний край обороны. На улицах Автово защитники Ленинграда строили баррикады.
Архитектурное оформление станции посвящено героической обороне города. Наземный ансамбль увенчан строгим куполом.
Внутри его по фризу написано золотом: «Слава в веках доблестным защитникам Ленинграда, в боях отстоявшим город-герой!».
«Автово» — начальная станция подземной дороги. Близ неё расположено вагонное депо. Отсюда каждое утро один за другим выходят голубые экспрессы.
Состав подходит к перрону. Гостеприимно раздвигаются двери. Пассажиры быстро занимают места.
Дежурная по станции поднимает диск, и поезд, блеснув огнями, скрывается в тоннеле.
Мы мчимся в толще кембрийских глин со скоростью 70 км. в час. Как бы не врезаться в предыдущий поезд! Не этим ли озабочен маленький пассажир? Волнения напрасны: устройства автоблокировки обеспечивают полную безопасность движения.Вертикальная фотография позволила разместить больше текста. И не под кадром, а рядом.
Поезд останавливается на станции «Кировский завод». Где-то над нами в цехах гиганта плавится сталь, рождаются станки, тракторы, турбины.
Сверху через квадратные плафоны струится яркий дневной свет. Откуда он? Ведь над нами десятки метров породы. Это иллюзия. Она создана при помощи специальных люверсных светильников.
Наземный ансамбль окружает 44 колонны. Общее оформление станции отражает мощь тяжёлой индустрии.
Над колоннами подземного зала установлены декоративные картуши, символизирующие электрификацию, нефтяную, угольную и металлургическую промышленность нашей страны.
Мы покидаем станцию, залитую необыкновенным светом. Приветливые ленинградцы желают нам счастливого пути.
Но путь недолог. Минута, другая — и вот уже «Нарвская», сияющая подсводными хрустальными дугами. На её пилонах — 40 горельефов, славящих труд советских людей.
Над эскалатором большое скульптурное панно «Слава труду!». Героика настоящего достойна революционного прошлого города!
Помнишь: «За далёкой, за Нарвской заставой парень идёт молодой…»? Это было где-то здесь, недалеко…
«Балтийская». Её архитектура отражает русскую морскую славу. Потолок центрального зала напоминает надутые ветром паруса.
В торце вестибюля — мозаичная картинка из мрамора и цветных камней.
Самая большая станция — «Технологический институт». Когда вступит в строй вторая очередь Ленинградского метрополитена, эта станция станет пересадочной. Тема её оформления — наука.
Наземный вестибюль встроен в красивое здание. Наверху — служебные помещения. Отсюда осуществляется автоматическое управление всем электрохозяйством подземной дороги.
Отмелькал за окнами пунктир тоннельных лампочек, сбежали куда-то вниз толстые жгуты кабеля — и поезд вылетел на перрон новой станции.
«Пушкинская». Светлый уральский мрамор отражается в тёмно-красном граните пола.
В конце зала, в проёме арки, на фоне Царскосельского парка — скульптура юного поэта.
Мы на станции «Владимирская».
Её наземный вестибюль встроен в нижние этажи дома на углу Кузнечного переулка и Большой Московской улицы.
Монументальное мозаичное панно «Изобилие» отражает рост благосостояния нашего народа.
Беломраморные стены украшены анодированными под золото вентиляционными решётками с трёхрожковыми бра.
«Площадь восстания». Этот красивый павильон выстроен напротив Московского вокзала, на углу Невского и Лиговского проспектов.
Подземный дворец сверкает белизной полукруглых сводов, которые опираются на мощные пилоны, облицованные красным мрамором.
Незабываемые события октябрьских дней отражены в круглых барельефах, установленных по обе стороны зала.
Ты взволнован? Прекрасное всегда волнует и навсегда остаётся в памяти… Но наше путешествие под землёй ещё не окончено.
Станция «Чернышевская». Её подземный вестибюль строен и прост. Большой застеклённый портал обрамлён тёмным полированным гранитом.
Мы снова в поезде. Закрылись двери. На последнем перегоне путь свободен!
Вот и «Площадь Ленина» — конечная станция первой очереди Ленинградского метрополитена. Она посвящена событиям 1917 года, гениальному вождю Октябрьской революции.
Красный гранит её могучих стен как бы призван хранить славу революционного города.
Тебе всё это кажется сказкой? Да, ленинградский метрополитен действительно прекрасен!
Он создан упорным трудом советских людей, которые «рождены, чтоб сказку сделать былью».
Здесь и кончается наше подземное путешествие. Лента эскалатора поднимет нас наверх, к Финляндскому вокзалу.
Перед нами большая залитая солнцем площадь, и в центре неё на башне броневика — Ленин, чьё имя носят этот город и его замечательный метрополитен.
Если у вас есть этот диафильм, то мы с удовольствием приобретём его. Или, как минимум, попросим пересканировать. Сайт, на котором его разместили более десяти лет назад, давно недоступен . Мы безуспешно пытались найти эти картинки долгое время, пока не обратились к друзьям-метрофанатам. Слайды обнаружились, и даже с подписями.
Диафильм «Второй в Союзе», Д-450-59. Автор В. Маликов, консультант Л. Соколов, хдожник-оформитель Л. Нусберг, редактор Е. Вайсбург. Студия «Диафильм», Москва, Центр, Старосадский пер., д. № 7
Выражаем благодарность Александру Макацария и Дмитрию Графову за бережно сохранённые файлы. При использовании материалов ссылка на «Несбывшийся Ленинград» обязательна.