Аэропорт Ленинграда никогда не носил имя «Шоссейная». Ставим точку в бессмысленных спорах. Приведём несколько документов. Первый — приказ № 372 от 4 декабря 1973 «О присвоении Ленинградскому аэропорту наименования „Пулково“». Читаем внимательно:
«По согласованию с Министерством Г<ражданской> А<виации>, комиссией по присвоению наименований при Ленгорисполкоме Ленинградскому аэропорту присвоено наименование „Пулково“. В связи с этим, приказываю: 1. С 1 января 1974 года Ленинградский аэропорт именовать аэропорт „ПУЛКОВО“». Вы можете ознакомиться с этим документом в ЦГА.
Там же вы можете ознакомиться с документом о начале эксплуатации нового аэровокзала — приказом № 100 от 12 апреля 1973 года. Интересны в нём два первых пункта: «1. 25 апреля начать обслуживание пассажиров Союзных линий Ленинградским аэропортом в новом аэровокзале. 2. До окончания строительных и монтажных работ в международной зоне аэровокзала международные линии оставить в старом аэровокзале»
Итак, утверждение, что новый аэровокзал при открытии 25 апреля 1973 получил название «Пулково», ошибочное и не подтверждается документами. Весь Ленинградский аэропорт официально получает название «Пулково» с 1 января 1974 года.
Газета «Крылья Советов» в пятницу, 19 февраля 1971 года, публикует Указ Президиума Верховного Совета СССР: «Президиум Верховного Совета СССР постановляет наградить: орденом Октябрьской Революции Ленинградский аэропорт Северного управления гражданской авиации». Президиум Верховного Совета СССР уж точно знает, как аэропорт называется.
Интересен и документ о переводе Ленинградского аэропорта с аэродрома «Смольный» на аэродром «Шоссейная» в связи с окончанием строительства первой очереди.
Для самостоятельного изучения приводим печати и сканы документов, в которых упоминается Ленинградский аэропорт.
Билет и багажная квитанция, 1961 год:
Круглая печать 1948 года и штампы 1949 и 1950 годов:
«Памятка пассажира вылетающего из ленинградского аэропорта», 1955 год:
В связи с грядущим преобразованием Ленинграда, с превращением его в «настоящий социалистический город», в 1935 году появляется документ «Программа открытого ленинградского конкурса на составление проекта аэровокзала ленинградского аэропорта, объявляемого по поручению Северного Управления Аэрофлота». Здание аэровокзала будет готово только к 1951 году, но это уже совсем другая история.
С «Программой» и «Памяткой» вы можете ознакомиться в Российской Национальной Библиотеке.
Документы, которые мы видели выше, побывали в наших руках. Но есть и другие «свидетели эпохи». Заглянем в коллекцию посадочных талонов и багажных бирок СССР:
Продолжаем изучать другие артефакты:
Даже сигареты «Аэропорт Ленинград» на фабрике имени Клары Цеткин выпускались с изображением здания аэровокзала ленинградского аэропорта со стороны перрона:
Ну и куда без спичечных этикеток с Ленинградским аэропортом:
Ещё одна спичечная этикетка 1967 года. Мы позволили себе использовать её для обложки фильма «Аэропорт „Ленинград“» проекта #Ленинбург:
Сравним приведённые выше изображения с аналогичными, но с упоминанием названия аэропортов — сигареты «Аэропорт Домодедово» и «Памятка пассажира, вылетающего из аэропорта Внуково»:
Выражаем огромную благодарность Арине Маркеловой за предоставленные архивные материалы.